Опубликовано 27.03.2014

Строительство в России 2013

Российская строительная отрасль в 2013 году работала в общем тренде с экономикой страны, то есть в целом наблюдается некоторое снижение показателей, хотя в отдельных сегментах можно отметить небольшой рост. Так, объем работ, выполненных в России по виду деятельности «Строительство», по данным статистики, в 2013 году снизился по сравнению с 2012 годом на 1,5% – до 5,917 трлн рублей. В декабре 2013 года этот показатель составил 803 млрд рублей, что на 3% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Строительство жилья в России

Строительство в России 2013 фотоВ то же время продолжается рост жилищного строительства – в 2013 году его объем составил 69,4 млн кв. м, что на 5,5% больше, чем в 2012 году. По данным Росстата, в России построено 912,1 тыс. новых квартир, что на 10,3% больше, чем в 2012 году. При этом в декабре в стране было сдано 16,4 млн квадратных метров жилья, что на 11,1% меньше, чем в декабре 2012 года. Более 50% всего объема жилья составляет индивидуальное жилищное строительство. Заметим, что Москва потеряла место лидера в строительстве жилья – сказался кризис 2008–2010 годов, а также смена приоритетов в городском строительстве с приходом в Москву Сергея Собянина. Сейчас лидерами в жилищном строительстве являются Тюменская, Белгородская и Московская области и Республики Татарстан и Башкирия.

Дорожное строительство 2013

Второй точкой роста в России в 2013 году можно назвать транспортное строительство. Здесь наблюдается устойчивый рост финансирования, как из бюджетов всех уровней, так и со стороны бизнеса – большинство проектов с использованием государственно-частного партнерства, по мнению экспертов, реализуется именно в транспортном строительстве.

Строительство в России 2013 фото

В 2013 году было построено 600 км федеральных трасс, вместо 450 запланированных

В 2013 году на 30% был перевыполнен плановый показатель по строительству федеральных трасс – их было построено 600 км вместо 450 запланированных. Увеличились объемы капитального ремонта дорог, а также стабильно растет показатель количества дорог, которые содержатся в нормативном состоянии. Фактический объем финансирования дорог в 2013 году составил 421 млрд руб., хотя, по мнению экспертов и дорожных строителей, эта сумма должна быть как минимум вдвое больше. Такие новые проекты, как строительство ЦКАД, реконструкция Транссиба и БАМа и развитие высокоскоростного транспорта, принесут в этот сегмент строительства весьма солидные средства – около 3 трлн руб. Запланировано дальнейшее развитие автотранспортной сети России, поскольку в настоящее время плотность автодорог у нас составляет в среднем 68 км на 1000 кв. км (для сравнения: во Франции и Великобритании плотность дорог около 1700 км на 1000 кв. км). Сейчас в России около 1 млн км дорог, а, по мнению экспертов из Росавтодора, для удовлетворения потребностей социально-экономического развития автодорожная сеть должна быть как минимум в два раза больше, чем сейчас.

Рынок спецтехники

Благодаря развитию строительства, и в первую очередь транспортного, стабильно растет спрос на строительную технику. По оценкам BusinesStat, в 2013–2017 годах импортные поставки строительной техники будут расти в среднем на 2% в год. В 2017 году импорт строительной техники в Россию планируется на уровне 86 тыс шт. Однако доля российских производителей на этом рынке составляет не более 10%. Более половины всего импорта составляет строительная техника из Китая, Южной Кореи и Японии. Стабильную долю рынка обеспечивает строительная техника из Швеции, Великобритании и Германии.
В завершение – несколько цифр, опубликованных Росстатом по итогам 2013 года. Они довольно наглядно характеризуют общее состояние российской строительной отрасли. Так, руководители 79% строительных организаций оценили экономическую ситуацию в строительстве как удовлетворительную, 11% – как неблагоприятную, и лишь 10% – как благоприятную. В I квартале 2014 года 79% руководителей строительных организаций не ожидают ее изменения, 16% – считают, что экономическая ситуация в строительстве улучшится, 5% – ожидают ее ухудшения.
Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являются высокий уровень налогов (на этот фактор указали 42% опрошенных руководителей организаций), конкуренция со стороны других строительных фирм (28%), неплатежеспособность заказчиков (27%), высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (25%).
Лариса Поршнева, гл. редактор журнала «Строительство ру»

Статья является объектом авторского права и охраняется законом. Копирование статьи на сторонних сайтах допускается только после получения согласия автора, а также установки активной гиперссылки на данную страницу.
Метки: ,
Подписаться на новости